alt
image description
Университет

Оснащение диспетчерских пунктов

Диспетчерский пункт – специальное помещение (или комплекс помещений), оборудованное средствами сбора, обработки и визуализации информации, органами управления и  средствами связи, предназначенное для оперативного контроля  за объектом управления и реализации необходимых управленческих воздействий.

Области применения диспетчерских пунктов

Диспетчерские пульты используются:

  • На транспорте – для диспетчеризации транспортных  потоков на соответствующих видах транспорта
  • В энергетике – для контроля и управления производством и распределением электрической и тепловой энергии
  • В добывающих отраслях, прежде всего в нефтегазовой – для контроля и управления процессами производства, транспортировки, переработки сырья
  • В телекоммуникациях – для контроля за состоянием соответствующих сетей передачи данных и принятия управленческих решений
  • В промышленности – для управления производственными процессами.
  • В силовых структурах – для контроля за текущим состоянием подведомственного объекта управления и принятия оперативных решений

Отличительной особенностью диспетчерского пункта является непрерывный круглосуточный режим работы (365 дней в году, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки), отсюда вытекают повышенные требования к надёжности оборудования, к организации рабочих мест и  квалификации персонала (диспетчеров).

Оборудование диспетчерских пунктов

Для оснащения диспетчерского пункта используются:

  • Средства сбора, передачи, обработки и вывода информации, поступающей с объекта управления
  • Система визуализации информации (ранее именовавшаяся диспетчерским щитом). В настоящее время, как правило, это большой экран коллективного пользования – видеостена (система отображения информации коллективного пользования, сокращенно СОИКП)
  • Средства управления – диспетчерские пульты (консоли) и АРМ диспетчеров
  • Специализированная мебель.

Дополнительно могут применяться средства звукоусиления, специальные средства связи, видеоконцференц-системы и другое оборудование.

Видеостена - ядро диспетчерского пункта

Ядром диспетчерского пункта является экран коллективного пользования (полиэкран), реализуемый, как правило, в виде видеостены, собранной из видеокубов, либо, в отдельных случаях, из тонкошовных ЖК-панелей. Полиэкран управляется контроллером. Модульный принцип позволяет создавать видеостены сколь угодно больших размеров в соответствии с требованиями заказчиков. Существуют видеостены площадью в десятки и даже сотни квадратных метров. Единственное ограничение: размеры видеостены должны быть кратны размерам элементов (кубов или ЖК-панелей), из которых собирается полиэкран.

Предпочтение следует отдавать видеокубам, поскольку они обеспечивают минимальный зазор между элементами стены (1-2 мм), однородность визуальных параметров (яркости, цветовой гаммы, контрастности) элементов и, главное, могут бесперебойно работать круглые сутки (режим 24/7/365) в том числе при показе статической информации. Срок службы современных видеокубов со светодиодными источниками составляет 80 000 - 100 000 часов (9-11 лет непрерывной работы).

В штатной ситуации на экране коллективного пользования отображается в достаточно подробном виде информация, характеризующая объект управления в целом. На полиэкране можно показывать мнемосхемы, план-графики, результаты измерений, поступающие от контрольно-учетной и сигнальной аппаратуры, карты местности, организовывать окна информации от камер видеонаблюдения, выводить изображение, полученное по видеоконференцсвязи, демонстрировать графики, таблицы и т.д. Например, для ж/д транспорта это схема линий с метками составов, для атомных станций – показатели основных датчиков и видео критичных зон. Диспетчеры могут видеть всю необходимую информацию, сконцентрированную на одном экране.

В нештатной ситуации экран автоматически или по команде диспетчера переходит в другой режим работы – критический участок объекта показывается в большом масштабе, чтобы диспетчеры могли быстро среагировать на ситуацию.

Основные преимущества видеокубов обратной проекции

Оснащение диспетчерских пунктов Подробная информация о видеостенах

Недостатки и преимущества видеостен из ЖК-панелей

При  использовании ЖК-панелей зазор между элементами экрана составляет от 3,5 до 5,7 мм, а главное – не гарантируется работа в круглосуточном режиме. При показе статичных изображений в режиме 24/7 (мнемосхем и т.п.) происходит т.н. «залипание» жидких кристаллов, вызванное несколькими факторами, в первую очередь действием высокой температуры внутри дисплея.

Основными преимуществами бесшовных ЖК-панелей является несколько меньшая начальная стоимость видеостены и относительно малая глубина видеостены.

Среди недостатков подобных видеостен можно отметить:

- Возможность появления неработающих (битых) пикселей. Не покрывается гарантией производителя.
- Возможность ускоренной деградации панелей при длительном использовании в непрерывном режиме. Не покрывается гарантией производителя.
- Вероятность появления остаточного изображения при демонстрации полностью или частично статичных образов. Не покрывается гарантией производителя.
- Наличие толстых (до 5,7 мм) швов/зазоров между экранами, что приводит к существенной потери детальной информации и необходимости готовить ее заранее для показа на видеостене с большими зазорами..
- Укороченный ресурс (менее 50 000 часов/5,6 года). Срок службы еще больше сокращается при непрерывной эксплуатации.
- Ненадежная калибровка цветов.
- Невозможность ремонта на месте эксплуатации, необходимость замены неисправных панелей.
- Выпуск новых моделей каждые 2-3 года, что затрудняет поиск запасных панелей уже спустя короткое время после установки.
- При настенном монтаже требуется укрепление несущей стены, чтобы она была способна выдержать вес видеосистемы. Если используется другой вид монтажа, то для устройства несущей конструкции потребуется больше места и, кроме того, необходимо предусмотреть меры для предотвращения ее опрокидывания.

Викинг оснастил более 50 диспетчерских пунктов

Наша компания для оснащения диспетчерских пунктов обычно используют видеостены, составленные из современных видеокубов Mitsubishi или Christie (с соответствующими контроллерами для управления видеостенами). Применяются также ЖК-панели Mitsubishi. В зависимости от назначения диспетчерского пункта видеостена может иметь значительные размеры, до нескольких десятков метров в длину.

Оснащение диспетчерских пунктов Диспетчерские пункты, реализованные Викингом

Видеостены из светодиодных экранов с мелким шагом пикселей

В последнее время вместо видеостен в диспетчерских пунктах стали использовать светодиодные экраны с мелким шагом пикселей (от 1 до 3 мм).

Преимущества. Светодиодная технология имеет ряд преимуществ, однако на данный момент они являются скорее потенциальными, нежели фактическими, особенно если речь идет о круглосуточном использовании оборудования. В отношении многих характеристик можно говорить о существенных, хотя и не очевидных преимуществах LED-дисплеев.

Недостатки. У светодиодных экранов есть два основных недостатка:

  • размер пикселя, который слишком велик для большинства применений,
  • чрезмерно высокая цена.

Если использовать более дешёвую продукцию китайских производителей, то в этом случае добавляется третий существенный недостаток – низкая надежность оборудования и, как следствие, высокая стоимость владения.

Каждая область применения предъявляет собственные требования к оборудованию, тем не менее, перед принятием решения об использовании рассматриваемой технологии рекомендуется оценить и учесть восемь важнейших показателей: шаг пикселя, цену, ожидаемый срок службы, энергопотребление, теплоотдачу, толщину корпуса и доступ к устройству, однородность цвета, расходы на техническое обслуживание и, в особенности, стоимость калибровки по месту установки оборудования.

По-видимому, в большинстве ответственных областей применения светодиодные проекционные кубы в течение определенного периода времени останутся предпочтительным вариантом дисплея.

Исходные требования при оснащении и реконструкция диспетчерского центра

При создании или реконструкции диспетчерского центра необходимо учитывать индивидуальные требования конкретного объекта и общую эргономику помещения:

- Количество и виды источников информации, объем и вид отображаемой информации, режимы видеопоказа
- Размеры диспетчерского зала
- Количество диспетчеров, операторов или инженеров, которые работают с полиэкраном, и их расположение в зале
- Требования к оснащению рабочих мест диспетчеров
- Особенности архитектурно-планировочнго решения помещения, например, большие окна, создающие засветку, или ниши и колонны, которые надо учитывать при размещении оборудования
- Требования к температурному режиму в помещении
- Наличие и необходимость расположения в диспетчерской комнате другого оборудования и аппаратных шкафов.

Состав работ по созданию диспетчерского центра

  • Выбор  помещений, предоставление планировок (выполняет Заказчик)
  • Разработка, согласование и утверждение ТЗ на создание диспетчерского пункта (выполняют  совместно Исполнитель  и Заказчик)
  • Подписание Договора (с графиком работ)
  • Разработка дизайн-проекта помещений
  • Ремонт и отделка помещений
  • Разработка специализированной мебели
  • Разработка проекта технического, информационного, программного обеспечения диспетчерского пункта
    Примечание.  При необходимости может выполняться в два этапа:
           1. Стадия П (эскизный проект)
           2. Рабочая документация.
  • Поставка и монтаж оборудования, создание начальной информационной базы, наладка программного обеспечения
  • Проведение приёмо-сдаточных испытаний, передача диспетчерского пункта в опытную эксплуатацию